Многоцелевой истребитель Chengdu J-10

Многоцелевой истребитель Chengdu J-10

5 января 2007 года в Пекине произошло событие, которого уже несколько лет с нетерпением ждала вся авиационная общественность — была официально обнародована информация о новейшем китайском истребителе Chengdu J-10 (на западе известен под названием «Стремительный дракон», англ. Vigorous Dragon). На практике снятие завесы секретности означает, что новая машина уже не просто «шедевр инженерной мысли», как любят говорить о ней официальные лица КНР, а вполне сформировавшийся коммерческий продукт. По заявлению должностных лиц ВВС армии Китая (НОАК), новый самолёт при решении задач завоевания превосходства в воздухе не уступает американскому F-16C и французскому Mirage 2000.

В устроенном в ходе презентации 5 января видеопоказе истребители Chengdu J-10 демонстрировались в эффектных ракурсах, в ходе запуска ракет и полета строем. Подчеркивалось, что благодаря высокому уровню аэродинамического и весового совершенства, а также хорошей тяговооруженности новый истребитель обладает отличной маневренностью и скороподъемностью. С целью снижения массы в нём нашли широкое применение новейшие материалы, в том числе композиционные, а также новые лёгкие и компактные агрегаты и оборудование.

История разработки Chengdu J-10 восходит к середине 1980-х гг,, когда перед авиапромом КНР встал вопрос об адекватном ответе на появившиеся на вооружении ВВС СССР МиГ-29 и Су-27. Проектирование новой машины в 1986 г было поручено Авиационному институту №611 в городе Чэнду, а ее изготовление — расположенному там же предприятию Chengdu Aircraft Industrial Company или CA-IC. Ha этом этапе программе был присвоен шифр «Проект 8610». Сегодня официальный Китай подчеркивает, что его авиапром — четвертый в мире (после США, России и Франции), способный самостоятельно разработать современный истребитель. Однако, при всей декларируемой «незалежности» программы Chengdu J-10, есть немало моментов заставляющих критически относиться к этой информации. Самым крупным камнем в «китайский огород», бесспорно, является родство Chengdu J-10 с израильским истребителем Lavi. Тем не менее, официальный Китай всячески опровергает эту информацию. И все же, внешняя схожесть и одинаковая размерность этих самолётов видны невооруженным глазом. Косвенно факт продажи ряда наработок по Lavi признал и министр обороны Израиля Дэвид Лари, который в интервью агентству «Ассошэйтед Пресс» сообщил, что некоторое количество технологий было все же продано китайцам.

По заявлению независимого эксперта Гонконгского аналитического центра KANWA Андрея Чана, в 1986 г группа израильских специалистов в области военного авиастроения довольно долго находилась в Чэнду. Примерно на это же время приходится закат программы Lavi. Напомним, что израильтяне начали свои исследования в начале 1980-х гг и преследовали цель, используя технологии, примененные на истребителях F-16A/B, создать для своих ВВС самолет, превосходящий эти машины. Первоначально проект имел значительную техническую и финансовую поддержку США. Однако, когда программа Lavi достигла стадии испытаний, в Америке поняли, что фактически порождают себе конкурента. Под предлогом беспокойства о возможном реэкспорте истребителя недружелюбным к Западу режимам, американскую помощь начали сворачивать. Реальная же цель Госдепартамента США состояла в полном срыве программы Lavi и защите собственной авиапромышленности. Без финансовой помощи Израиль не смог продолжить разработку и был вынужден свернуть её в 1987 г. Это событие, вероятно, приоткрыло «черный ход», через который отдельные наработки были проданы китайцам. Помимо создания аэродинамической компоновки Chengdu J-10, израильские специалисты оказали помощь в проектировании ряда бортовых систем и прежде всего — электродистанционной системы управления самолётом.

В ответ Китай принял на себя обязательства по трем пунктам. Первое — не продавать новый истребитель прямым или потенциальным врагам Израиля. Второе — дать Израилю полную возможность использовать созданные китайской стороной (при участии израильских ученых) наработки. Третье и самое главное — оба государства становятся полноправными партнерами при продаже истребителя странам «третьего мира». Последний пункт, по мнению ряда экспертов, содержал прямую угрозу экспортным планам США. Давление со стороны США последовало незамедлительно, и с начала 1990-х гг военно-техническое сотрудничество между КНР и Израилем стало существенно сокращаться. В этих условиях Китай вынужден был начать поиск новых партнеров. В 1994 г к работам по истребителю подключился бывший потенциальный противник, а ныне стратегический союзник КНР — Россия. Сегодня Chengdu J-10 фактически превратился в продукт интернациональной кооперации.

По данным российского журнала «Экспорт вооружений», время постройки первого прототипа Chengdu J-10 датируется концом 1993 г, в воздух он поднялся между 1994 и 1996 гг, причем был сразу оснащен российским двигателем. В 1996 г появился второй прототип Chengdu J-10 02, однако уже в следующем году он был потерян в лётном происшествии. Приблизительно в этот период был построен специальный экземпляр планера для прочностных испытаний. Третий прототип, взлетевший в 1998 г., стал первым Chengdu J-10 с полноценным комплексом вооружения. В том же году на испытания вывели J-10 04, J-10 05 и J-10 06. К концу 2000 г. опытные машины налетали более 140 часов. В 2002 г построили три самолёта в предсерийной конфигурации: от J-10 07 до J-10 09, а позже еще семь — от J-10 10 до J-10 16. Первый из них взлетел 28 июня 2002 г. В начале 2003 г. эти десять машин были направлены в Нанчаньский военный округ КНР для прохождения войсковых испытаний, а в 2005 г. самолёт официально приняли на вооружение ВВС НОАК. В том же году достигло оперативной готовности первое строевое подразделение, оснащенное Chengdu J-10 — 44-я авиадивизия, дислоцированная в провинции Сычуань. До настоящего времени заказчику поставлено приблизительно 70 Chengdu J-10. Всего же для нужд ВВС НОАК планируется постройка около 300 J-10A.

Считается, что в 2000 г. началась разработка двухместной учебно-тренировочной версии Chengdu J-10B, а 26 декабря 2003 г. «спарка» впервые поднялась в воздух. Сегодня планируется создание на ее базе полноценного истребителя-бомбардировщика. В Авиационном институте №611 закончили предварительные проекты еще двух новых версий самолёта, отличающихся пониженной заметностью (носовая часть фюзеляжа получила граненые «стелсовидные» формы), а также количеством двигателей — один из вариантов обладает двухдвигательной силовой установкой. Таким образом, очевидно, что Китай последовательно развивает новый самолёт от его начальной задачи завоевания превосходства в воздухе до эффективного применения оружия класса «воздух-поверхность», а в перспективе на его базе возможно создание полноценного многофункционального истребителя с низким уровнем заметности.

Источник - dogswar.ru