Высотный самолёт-разведчик Lockheed A-12 Archangel

Высотный самолёт-разведчик Lockheed A-12 Archangel

Самолёт Lockheed A-12 Archangel - американский высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США фирмой Lockheed Corporation, в дальнейшем он послужил основой для создания высокоскоростного высотного разведчика SR-71 Blackbird. В ноябре 1956 г. директор ЦРУ Аллен Даллес пригласил к себе блестящего американского экономиста Ричарда Биззелля, президента Массачусетского технологического института Джеймса Киллиана и известного авиаконструктора Кларенсела Джонсона по прозвищу «Келли» — руководителя отделения Skunk Works фирмы Lockheed, где был разработан U-2. С этой встречи четырех выдающихся профессионалов началась история семейства самых скоростных пилотируемых самолётов, когда-либо находившихся на вооружении. Создатели называли их Blackbirds — «Чёрные птицы», то ли из-за характерной окраски, то ли по причине тотальной секретности, сопровождавшей эту программу на протяжении четверти века.

Для всестороннего изучения возможности продолжения воздушной разведки против СССР, Даллес предложил организовать специальную группу под председательством Биззелля. Помимо четырех названных персон, в неё вошли 14 авторитетных ученых и инженеров США. Проанализировав всю доступную информацию, они пришли к выводу, что U-2 будет оставаться недосягаемым для советской ПВО не более, чем в течение двух лет. Соответственно, пришло время приступить к поиску облика самолёта-шпиона следующего поколения. Биззелль попросил Джонсона подготовить ему справку, в которой отразить зависимость поражаемости самолёта от скорости и высоты полёта, а также величины его эффективной поверхности рассеивания (ЭПР) излучения радиолокаторов противника. Поскольку «Skunk works» уже несколько лет занималась исследованиями в этом направлении, Джонсон довольно быстро подготовил нужный документ. Вывод конструктора гласил: чтобы существенно снизить, хотя и не исключить совсем, вероятность уничтожения перспективными советскими средствами ПВО, будущему разведчику необходимо сочетание большой сверхзвуковой скорости и высоты полета с особенной радиоотражающей конструкцией и широким применением радиопоглощающих материалов.

prorab-mag.ru

h-2-c.ru

Путеводная нить к сохранению неуязвимости самолётов-шпионов вновь была нащупана, что очень вдохновило Даллеса. По его указанию ЦРУ предложило «Локхиду», а также отделению Convair корпорации General Dynamics до конца 1957 г представить на рассмотрение проекты разведывательных самолётов, соответствующие концепции Джонсона. При этом ЦРУ честно призналось, что за проекты платить не намерено, однако обе компании рьяно взялись за дело, надеясь на финансирование в будущем. В результате ЦРУ получило два прекрасно проработанных проекта, не затратив ни цента!

Тем временем вопрос с финансированием становился всё более актуальным. Например, для Биззелля было совершенно ясно, что создание столь революционного летательного аппарата будет не только рискованным в техническом плане, но и беспрецедентно дорогостоящим делом. Наличие полномасштабного государственного финансирования он рассматривал в качестве необходимого условия начала работ. Но чтобы получить его, требовалось внушить различным высокопоставленным деятелям США, что такой самолёт действительно будет необходим. Для этого Биззелль нашел оригинальный способ — собрал группу из шести самых известных американских политологов, профинансировал их и поставил задачу определить, как будет развиваться мир в обозримом будущем, какие угрозы возникнут перед США и каким должен быть самолёт, чтобы вовремя эти угрозы выявлять. К 1959 г. группа, которую возглавлял доктор Эдвин Лэнд, выдала нужный Биззеллю прогноз. Сенаторам, как говорится, крыть стало нечем и раскошелиться таки пришлось. Довольный ходом дела, Даллес дал проекту супер разведчика «внутрицэрэушное» кодовое обозначение «Гасто» (слово Gusto можно перевести как удовлетворение от хорошо выполненной работы).

«Lockheed» тоже не терял времени. Её проект получил наименование «Archangel». Вероятно, это имя должно было принести новому самолету успех, не меньший, чем выпал на долю U-2, который коллеги Джонсона называли «Angel». Разведчик «Archangel» должен был летать с крейсерской скоростью М=3 на высотах 27500-29000 м, преодолевая расстояние 7400 км. В течение 1958-1959 гг предложение «Lockheed» постоянно совершенствовалось, а его последовательные версии, поступавшие на рассмотрение в ЦРУ, получали порядковые номера. Так, «Archangel-2» отличался тем, что на нём в дополнение к двум обычным ТРД, были установлены два прямоточных двигателя. Все последующие проекты имели уже комбинированные двигатели, работавшие на малых скоростях как турбореактивные, а на сверхзвуке переходившие в прямоточный режим. Из-за частого употребления названия проектов постепенно утратили мистический оттенок и сократились до банальных A-3, A-4 и тд. По мере развития особое внимание уделялось совершенствованию аэродинамики машины, и Lockheed A-11 Archangel имел уже весьма неплохие характеристики, однако при этом демонстрировал неприемлемо большую ЭПР. Следующий шаг — попытка снизить ЭПР, сохранив по возможности ЛТХ предыдущих версий, привел к появлению Lockheed A-12 Archangel, последнего проекта в серии.

28 августа победителем конкурса признали проект Lockheed A-12 Archangel. На следующий день правительство перечислило «Skunk works» 4.5 млн. USD — на первое время, до января 1960 г. Проект «Гасто» был закрыт, а вместо него стало применяться новое обозначение — «Окскарт» (Oxcart — повозка, запряженная волами). Новое медлительное название, вероятно, должно было сбить с толку советскую разведку. 3 сентября ЦРУ официально поручило «Локхиду» начать исследования антирадарной технологии в области аэродинамики, конструкционных материалов и методов конструирования. За это дело взялась небольшая команда инженеров под руководством Эда Мартина). В целом перед «Skunk works» встала задача огромной сложности, а время на её решение, как обычно в те годы, отвели минимальное.

Сложности буквально пронизывали программу «Окскарт», проникнув даже в сферу психологии. Еще бы! Ведь проектные характеристики Lockheed A-12 Archangel казались просто фантастическими, в 2 раза превышающими показатели лучших истребителей тех лет F-100 Super Sabre и F-101 Voodoo. Двенадцатый «Архангел» предназначался для полета на высоте около 24000 м, где атмосферное давление едва превышает 1% от привычного человеку, а температура снижается до -60°С. При этом колоссальная скорость полета, соответствовала М=3,2, должна была приводить к кинетическому нагреву отдельных элементов его конструкции до 565°С! Дпя сравнения; жало паяльника нагревается лишь до 315'С. Двигатели самолёта за секунду могли проглотить более 2800 куб. м воздуха, что эквивалентно одновременному вздоху 2 млн. человек! Как и из чего следовало строить такой самолет?

Одним из главных средств достижения цели американцы избрали аэродинамическую компоновку машины, которую рассматривали как компромисс между необходимым уровнем крейсерского качества и допустимой величиной ЭПР. В ранних компоновках Lockheed A-12 Archangel напоминал увеличенный F-104. Но постепенно инженеры-локационщики уговорили Джонсона установить на фюзеляж боковые наплывы, прежде всего из соображений исключения отражения РЛ-сигналов вбок. Продув новую компоновку, аэродинамики «Сканк Уоркс» неожиданно увидели, что наплывы дали положительный эффект не только в смысле снижения ЭПР. Они обеспечивают уменьшение сдвижки фокуса назад при переходе через М=1, а на определенных углах атаки генерируют мощные вихри, которые создают дополнительную подъемную силу в передней части самол1та.

Это позволило придать более оптимальную форму крылу, уменьшить его сопротивление, благодаря размещению в наплывах части разведоборудования отдать больший объем фюзеляжа под топливо и тем самым увеличить дальность полета. Посадочную скорость также удалось снизить, так как вихри создавали над крылом турбулентный поток и затягивали начало срывных явлений до больших углов атаки. Интересно, что благодаря наплывам Lockheed A-12 Archangel могли совершать маневры со столь большими углами атаки, что это вызывало проблемы в работе воздухозаборников двигателей. В этом смысле Lockheed A-12 Archangel является предшественником истребителей четвертого поколения, таких как F-16 или Су-27. Для снижения ЭПР служили и "заваленные" внутрь кили.

Источник - dogswar.ru