Истребитель FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder

Истребитель FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder

В 1986 г. авиационное производственное предприятие САС из г. Ченду заключило контракт с американской компанией Grumman на совместную разработку истребителя Super-7. Однако через 4 года, на фоне общего ухудшения китайско-американских отношений, работы оказались прерванными. Ещё через год китайцы попытались продолжить развитие программы собственными силами, подключив к ней ресурсы профильного НИИ-611. Тогда проект получил обозначение FC-1 (в последующем - JF-17), что значит Fighter China-1 или «первый китайский истребитель самостоятельной разработки». Практически сразу после отхода от проекта американцев, к работе над FC-1 подключились российские специалисты, как раз лишившиеся финансирования на родине и активно искавшие возможности продать свои знания за рубеж. Так справочник Jane's указывает, что в конструкции FC-1 широко применены наработки ОКБ им. А.И.Микояна по создаваемому ещё до перестройки лёгкому фронтовому истребителю МиГ-33.

kakie-strany.ru

karton18.ru

В 1990 г санкции США постигли и Пакистан, в результате чего эта страна лишилась возможности приобретать F-16. Остро нуждаясь в лёгких истребителях, в 1998 г Исламабад решил присоединиться к амбициозному китайскому проекту и понести половину затрат, оценивавшихся тогда примерно в 150 млн. USD. (Кстати, к настоящему времени эта величина достигла уже 500 млн. USD). Очевидно, к вхождению в программу пакистанцев подвигла также перспектива появления у Индии нового лёгкого истребителя собственной разработки LCA. После заключения соглашения с Пакистаном самолёт получил еще одно обозначение — JF-17, то есть Joint Fighter или «совместный истребитель», а также наименование Thunder («Гром»). Оба обозначения самолёта теперь используются параллельно, первое — чаще в КНР, второе — в Пакистане. Кроме того, в СМИ его называют Xiaolong ("Свирепый дракон").

После официального присоединения Пакистана к программе, что произошло в 1999 г., ход работ значительно ускорился, и в феврале 2001 г. окончательный проект истребителя был утвержден командованием пакистанских ВВС. Интересно, что информации об аналогичном акте со стороны китайского командования найти не удалось. Это наводит на определенные размышления о роли, которую ВВС НОАК отводят FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder. Скорее всего, в КНР «Свирепый дракон» служит для подстраховки программы гораздо более совершенного истребителя J-10, которая характеризуется и более высоким техническим риском. Китайцы наверное, примут на вооружение какое-то количество FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder (ведь без этого трудно будет продавать их за рубеж), но говорить об их массовом поступлении в войска Поднебесной не приходится.

Что же представляет собой новая китайская разработка - FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder ? Если в двух словах — многофункциональный истребитель 4-го поколения, предназначенный для замены широкой гаммы самолетов 2-го и 3-го поколений, таких как МиГ-21, Chengdu J/F-7, Nanchang Q/A-5, Dassault Mirage III/V, Northrop F-5 Tiger. Совместить в сравнительно лёгком самолёте как чисто истребительные, так и ударные функции удалось благодаря прогрессу электроники, прежде всего, повышению её функциональных возможностей при резком снижении веса и габаритов. Конечно, свою роль в этом сыграло и повышение удельной тяги двигателей, а также снижение расхода топлива.

В аэродинамическом плане FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder не представляет собой чего-либо оригинального. Это своеобразная помесь МиГ-21 (или скорее, J-7 последних выпусков) с F-16: треугольное крыло с предкрылком, цельно поворотное ГО, развитые наплывы крыла. Правда, наплывы тонкопрофильные, да и в целом компоновка самолёта не носит интегрального характера, который считался важным преймуществом таких истребителей 4-го поколения, как F-16, МиГ-29 и Су-27. По размерности китайский "правнук" несколько больше своего советского «прадедушки» — по площади крыла на 10%, а по максимальной взлетной массе почти на 30%. В целом можно сказать, что наиболее близким аналогом FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder по массово-габаритным характеристикам является шведский истребитель JAS-39 Gripen. В конструктивном плане, если взглянуть на силовую схему крыла "Свирепого дракона", ощущается явное влияние легендарного советского прототипа, а хвостовая часть фюзеляжа и оперение сильно напоминают F-16.

Самолёт FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder оснащен одним двигателем российского производства РД-93 разработки Завода им. В.Я.Климова с тягой 8300 кгс, представляющим собой модификацию известного РД-33, который применен на МиГ-29. Новый двигатель отличается от прототипа расположением коробки приводов, рядом конструктивных усовершенствований, а также лучшими эксплуатационными показателями: меньшим удельным расходом топлива, сниженной дымностью, большими ресурсами и сроками службы. В общем, лучшей силовой установки для FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder трудно даже пожелать. Тем не менее, китайцы планируют установить на самолёт близкий по размерности двигатель собственного производства WS-13, который на 7.5% тяжелее российского, но зато имеет на 6.2% большую тягу.

Очевидно, основную ставку в достижении требуемого уровня боевой эффективности FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder китайские специалисты делают на его электронику. Она построена по принципу открытой архитектуры, а для интеграции всего оборудования в единый комплекс используются две дублирующие друг друга шины обмена данными по американскому стандарту STD-MTL-1553B. Соответственно, на самолёте два центральных компьютера. Основные процессоры — Motorola 88000, но допускается использование и других. По требованию заказчиков шины обмена данными из металлических проводов могут быть заменены на оптоволоконые.

Изначально планировалось, что на самолёте FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder будет стоять российская РЛС "Супер комар" разработки НПЦ «Фазотрон». Эта станция обладает рядом достоинств, в частности, она может одновременно сопровождать до 10 целей в секторе с углом раствора до 60" и обстреливать 4 из них. Тем не менее, из-за сравнительно небольшой дальности обнаружения воздушных целей (около 60 км) станция была отвергнута как китайскими, так и пакистанскими военными. Поэтому на прототипах FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder прошли опробование несколько различных РЛС. Так на первом экземпляре самолёта стоял израильский радар Elta EL/M-2032.

Одной из наиболее подходящих для FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder является итальянская станция FIAR Grifo-S7, лицензионное производство предыдущих версий которой освоила пакистанская промышленность. Она более тяжелая, чем российская РЛС, и уступает ей по способности одновременно сопровождать несколько целей, но превосходит по надежности работы (время наработки на отказ якобы достигает 220 ч). Есть данные, что самые первые пакистанские FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder оснащены именно этими станциями, впрочем, в других сообщениях говорится, что на этих машинах стоят китайские РЛС Nanjing KLJ-7. Еще 2 локатора — британский GEC-Marconi Blue Hawk и французский Thomson-CSF RC-400 — были опробованы, но поставлены в резерв на случай, если инозаказчик потребует установку именно британского или французского оборудования. Правда, в таком случае китайцам придется принимать дополнительные меры по обеспечению совместимости этих РЛС с остальным оборудованием самолёта. Ведь французский локатор формирует выходные данные не по американскому, а по национальному стандарту DIGIBUS, а британский нуждается в специальных блоках адаптации к полуактивным головкам самонаведения большинства ракет "воздух-воздух".

Вторым важнейшим источником информации о тактической обстановке на самолёте FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder является оптоэлектронная обзорная система с дополнительным инфракрасным каналом, разработанная китайцами для J-10 и называемая «электро-оптический радар Хонгуанг-1» (в переводе "Свет радуги"). Дальность обнаружения воздушных целей у нее достигает 75 км. что больше, чем у ОЛС-27, установленной на Су-27. Кроме того, в рекламных буклетах всячески подчеркивается, что китайская система легче и меньше советской. Однако — заметим — не настолько, чтобы быть установленной рядом с РЛС в носу такого лёгкого самолета, как FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder — для этого она всё же тяжеловата, Поэтому пока она размещается в подвесном контейнере. Китайские специалисты не скрывают, что нуждаются в более лёгкой и компактной системе, чтобы установить её штатно в носу подобно МиГ-29 и Су-27. Хотя не исключено, что проблему удастся решить путем снижения массы РЛС, и это одна из причин, почему выбор основного радара все еще не завершен.

Источник - dogswar.ru