Истребитель-перехватчик МиГ-31М (СССР)

Истребитель-перехватчик МиГ-31М (СССР)

Истребитель-перехватчик МиГ-31М (заводской шифр «изделие 05») представляет собой глубокую модификацию исходного варианта МиГ-31; изменениям подвергся как внешний облик самолета, так и его "начинка", вооружение. На самой начальной стадии серийного производства МиГ-31, главный конструктор завода «Сокол» Е.И. Миндров при поддержке директора предприятия А.Н. Геращенко и Генерального конструктора ОКБ им. Микояна Р.А.Белякова подготовил перечень работ по снижению массы конструкции, увеличению ресурса планера и запасов топлива, повышению производственной и эксплуатационной технологичности МиГ-31. Для реализации этих предложений в июне 1978 г МАП и ВВС подписали соответствующую программу, а также решили предоставить для проведения соответствующих доработок и летных испытаний МиГ-31 №0503.

Основными отличительными особенностями этой машины (борт «503») стали панорамные приборные панели кабин, измененная конструкция воздухозаборников, увеличенный внутренний объем топлива, для чего объединили фюзеляжные баки №1 и №2, №5 и №6; новый контейнер тормозного парашюта, возросшее до шести количество подфюзеляжных узлов подвески ракет и др. 29 декабря 1983 г шеф-пилот ОКБ А.В. Федотов поднял доработанную машину в воздух. Часть полезных новшеств внедрили в серийное производство, а сама машина в некоторой степени стала прообразом МиГ-31М.

Создание модернизированного перехватчика МиГ-31М (заводской шифр «изделие 05») началось в 1983 г после выхода соответствующего Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его характерной особенностью должна была стать система управления вооружением «Заслон-М», включавшая локатор РП-31М. Возможности нового варианта СУВ на 150-200% превышали потенциал прежних версий. Так, дальность обнаружения целей возросла до 360 км, а поражения — до 200-230 км, количество одновременно сопровождаемых целей увеличилось до 24, а атакуемых — до 6. В качестве основного оружия предполагалось использовать 6 новых ракет К-37 со сверхбольшой дальностью пуска. Они, как и прежде, крепились под фюзеляжем, но более компактно, по 3 в ряд. В перегрузочном варианте на четыре подкрыльевых пилона можно было подвесить по одной новой высокоманевренной ракете Р-77 (РВВ-АЕ) с дальностью пуска до 100 км и максимальной перегрузкой 12 единиц. В связи с тем, что МиГ-31М предназначался для уничтожения воздушных целей на сверхбольшом расстоянии, конструкторы решили пушечное вооружение не устанавливать.

Новый комплекс вооружения потребовал внести существенные изменения в конструкцию планера самолета. Из-за возросшего размера антенны РЛС (1,4 м) пришлось переделать новую часть фюзеляжа и применить больший радиопрозрачный конус. При этом для сохранения нормального обзора из кабины пилота угол наклона носовой части увеличили. Козырек фонаря кабины пилота решили сделать беспереплетным, что также улучшило обзор. В связи с тем, что с рабочего места штурмана-оператора убрали дублирующие органы управления самолетом, площадь остекления фонаря его кабины уменьшили. Увеличили высоту и ширину гаргрота, в котором разместили дополнительное топливо, предприняли и другие меры для повышения запасов горючего во внутренних баках. Переделали наплывы крыла, теперь они стали «саблевидными» и большими по площади. Несколько изменили форму вертикального оперения, в т.ч. форкилей. Возрастание взлетной массы самолета до 52 т потребовало установку более мощных двигателей Д30Ф-6М, что позволяло по расчетам сохранить скоростно-высотные характеристики практически на прежнем уровне.

Были заново разработаны многие агрегаты и системы перехватчика, значительно обновлено БРЭО. Например, в кабине штурмана-оператора установили 4 современных прямоугольных индикатора. Вместо выдвижного теплопеленгатора самолёт оснастили оптико-локационным комплексом с инфракрасным и лазерным каналами (его визирную головку разместили перед козырьком кабины). Обновили бортовой комплекс обороны, предусмотрев, в частности, контейнеры РЭБ на законцовках крыла. Применили модернизированную систему дозаправки топливом в воздухе с выдвижной штангой по правому борту. Машину оборудовали системой спутниковой навигации и аппаратурой для управления большой группой перехватчиков более ранних модификаций.

Для проведения испытаний было решено построить на нижегородском авиазаводе установочную партию из семи МиГ-31М, включая экземпляр для статиспытаний («изделие 05 стат.». № 050101). Каждый из этих самолётов предназначался для испытаний по определенной программе. Однако в процессе их постройки программы скорректировали, в результате чего образовался «лишний» комплект радиолокационного оборудования (полный комплект БРЭО как обычно, устанавливался не на все опытные машины), которому быстро нашли применение. В Москве на опытном заводе ОКБ им. Микояна под него переделали самолет №0503, при этом изготовили новую носовую часть, доработали некоторые другие элементы конструкции, в частности, гаргрот. Крыло и оперение остались прежними. Фактически получилась летающая лаборатория — некий гибрид МиГ-31М и более ранних версий перехватчика. Машине дали новый бортовой номер «051». Она была готова к полетам раньше, чем самолеты установочной партии, и 21 декабря 1985 г экипаж испытателей в составе летчика Б.А.Орлова и штурмана Л.С.Попова поднял ее в воздух.

Год спустя, 27 декабря 1986 г., Орлов совершил первый полет на самолёте с синим бортовым номером «052», который как по конструкции, так и по оборудованию полностью соответствовал новой модификации МиГ-31М. По мере постройки самолётов установочной партии в Ахтубинск для участия в ГСИ направляли перехватчики с бортовыми номерами «053», «054», «055», «056» и «057». Почти все они конструктивно соответствовали борту «052», лишь последний самолёт этой партии отличался некоторыми доработками, выполненными по результатам облета предыдущих машин. Например, на законцовках его крыла были установлены контейнеры со спецаппаратурой, имевшие небольшие вертикальные плоскости для улучшения путевой устойчивости. В ходе испытаний борт «052» разбился, а «051» после завершения запланированной для него программы полетов разобрали.

Источник - dogswar.ru