Стратегический бомбардировщик Vickers Valiant

Стратегический бомбардировщик Vickers Valiant

Стратегический бомбардировщик Vickers Valiant — первый из бомбардировщиков «V-серии». Бомбардировщики «Valiant», «Vulcan» и «Victor», получившие в авиационной литературе обобщенное название серия «V», по праву можно назвать «лебединой песней» британского бомбардировочного самолетостроения. При создании этих выдающихся машин англичане в последний раз, пусть на весьма короткое время, оказались в роли мировых лидеров в области строительства дальних бомбардировщиков, превзойдя своих основных соперников – США и СССР.

В отличие от России, стремившейся наверстать технологическое отставание от США в области тяжелой авиации за счет копирования новейших американских поршневых бомбардировщиков, англичане решили «перепрыгнуть» через этап создания высотных самолетов с ПД и, опираясь на свое лидерство в области реактивного двигателестроения, а также полученные из Германии трофейные материалы по околозвуковой аэродинамике (в частности – стреловидному и треугольному крылу), сконцентрировать усилия на разработке принципиально новых тяжелых бомбардировщиков с необычайно высокими для своего времени ЛТХ, способными наносить мощные удары по противнику в любой части земного шара, используя для этого английские авиабазы, все еще разбросанные по всем континентам.

В соответствии со спецификацией В35/46 требовалась машина с практической дальностью 6200 км, максимальной скоростью 900 км/ч и потолком над целью 16 000 м. В качестве основной бомбовой нагрузки рассматривались бомбы массой до 4500 кг, в том числе и ядерные. Основываясь на опыте боевого применения скоростных бомбардировщиков «Москито», так же, как и при создании тактического самолета «Канберра», было принято решение полностью отказаться от оборонительного вооружения. Впервые создавался не просто самолет, а система оружия: параллельно с бомбардировщиками предполагалось начать разработку навигационных средств и прицельного оборудования, связанные в единый комплекс. Огромная для своего времени РЛС H2S с параболической антенной должна была занять почти всю носовую часть фюзеляжа новых самолетов. Экипаж перспективных бомбардировщиков предполагалось размещать в гермокабине. Он состоял из пяти человек: двух летчиков, двух штурманов-бомбардиров и оператора средств РЭП.

Начавшая в 1947 г. «холодная война» еще более увеличила заинтересованность авиационного командования в новых самолетах. Первоначально предполагалось, что созданию двух наиболее современных в техническом отношении машин фирм «Avro» и «Handley Page», победивших в 1947 г. на конкурсе проектов, должно предшествовать принятие на вооружение более простого и «консервативного» бомбардировщика Шорт SA4 «Сперрин», разрабатываемого в соответствии со спецификацией В14/46. Однако потребности национальной обороны, вызванные резким обострением отношений с СССР, потребовали ускорения работ. В то же время создание усовершенствованных самолетов с треугольным и серповидным крыльями (прототипов бомбардировщиков «Виктор» и «Вулкан») было невозможно без постройки самолетов-аналогов, необходимых для опробования в реальном полете малоизученных аэродинамических усовершенствований. А на это требовалось время. В этих условиях в министерстве снабжения, отвечавшем за разработку боевой авиационной техники, вспомнили о наиболее простом и «консервативном» проекте бомбардировщика, предложенном на конкурс 1947 г. фирмой «Vickers» и отвергнутом из-за более низких, чем у конкурентов, ЛТХ. По мнению специалистов, самолет «Vickers-660» мог быть построен и испытан уже в 1951 г. и к 1953 г. внедрен в серию, что значительно опережало ожидаемые сроки начала серийной постройки машин фирм «Avro» и «Handley Page».

К 16 апреля 1948 г. ВВС была подготовлена новая спецификация – В9/48, – в соответствии с которой фирма «Vickers» получила 2 февраля 1949 г. контракт на техническую разработку и постройку бомбардировщика с четырьмя турбореактивными двигателями Роллс-Ройс «Эвон» RA3 (4 х 2950 кгс) с дальнейшей возможностью замены на более совершенные ТРД Армстронг Сиддли «Сапфир».

«Vickers» – крупнейший в Британии производитель разнообразного вооружения (достаточно вспомнить всемирно известный пулемет «Vickers», разработанный X.Максимом), – длительное время возглавляемая гениальным коммерсантом и авантюристом Базилем Захаровым, сыном русского морского офицера, начавшим свою карьеру пожарным в Стамбуле (рассказывают, что для увеличения доходов своей пожарной части Захаров сам занимался поджогами, скопив таким образом «первоначальный капитал»), приступила к выпуску боевых аэропланов еще в годы первой мировой войны (Захаров тонко чувствовал конъюнктуру военного рынка и значение авиации оценил одним из первых). В 1930-х годах фирма «Vickers» первой в Британии начала производство быстроходных бомбардировщиков-монопланов. В годы войны (также впервые) ей был освоен выпуск бомбардировщиков «Велингтон» V и VI с гермокабиной.

Работы по созданию нового реактивного бомбардировщика возглавлял Г.Эдварде, его заместителями являлись Э.Ричарде (аэродинамика), Б.Стефенсон (конструкция планера) и Г.Гарднер (прочность). В 1949 г. начались продувки моделей самолета в аэродинамической трубе. Сборка первого опытного самолета, получившего «фирменное» обозначение Vickers WB210, началась в обстановке повышенной секретности в 1950 г. и заняла около шести месяцев.

Новый бомбардировщик трудно было назвать образцом изящных форм: толстый фюзеляж был «натянут» на огромный бомбоотсек и также весьма крупногабаритный радиолокационный бомбардировочный прицел H2S (непременный атрибут всех самолетов серии «V» дальнейшее развитие станции Мк.9А, применявшейся на британских бомбардировщиках еще в годы войны), установленный в закругленной носовой части. В толстом крыле умеренной стреловидности (20°) располагались четыре ТРД. В выступающем за обводы фюзеляжа фонаре, имеющем сравнительно небольшую площадь остекления, размещалось два летчика. Три других члена экипажа сидели в фюзеляже спиной к направлению полета (также характерная черта самолетов «V»). Горизонтальное оперение, поднятое на киль, находилось вне влияния выхлопных газов двигателей.

Впервые 70-тонный WS210 поднялся в воздух с травяной ВПП аэродрома Вайсли 18 мая 1951 г. (машину пилотировал главный летчик-испытатель фирмы М.Самерс). Таким образом, тяжелый реактивный бомбардировщик «Vickers» стал вторым в мире, после американского В-47, самолетом в своем классе, опередив на три месяца бомбардировщик Шорт «Сперрин» (который после успешного полета машины «660» стал более не нужен) и более чем на год – советский Ту-16. В июне 1951 г. британскими ВВС новому самолету было присвоено официальное наименование Valiant – «Храбрец».

Несколько раньше, 20 апреля 1951 г., с фирмой был заключен контракт на поставку британским ВВС первой партии из 25 новых бомбардировщиков (шла война в Корее, и вовлеченная в неё Великобритания требовала от своей промышленности форсирования работ по новому бомбардировщику). Как и другие первые реактивные бомбардировщики, прототип Vickers Valiant первоначально не уложился в требования по дальности (вместо 6200 км было получено лишь 4500 км), однако остальные характеристики были достаточно высокими.

Источник - dogswar.ru