Истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief

Истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief

F-105 Thunderchief стал первым истребителем-бомбардировщиком ВВС США, который создавался специально для решения ударных задач, а не являлся развитием «истребителя широкого профиля». Создание этого самолета началось в 1951 году, когда на Нью-Йоркской фирме «Republic Aviation» по собственной инициативе, под общим руководством А.Картвели (Александра Картвелова), приступили к формированию облика перспективной машины AP-63 (Advanced Project 63), предназначенной для замены истребителя Рипаблик F-84F Thunderstreak. Самолёт F-105 Thunderchief, разрабатывающийся, в первую очередь, для доставки тактического ядерного оружия (при сохранении возможности ведения маневренного воздушного боя с истребителями противника), должен был обладать скоростью, соответствующей М=1,5.

В течение 1951-1952 гг. было рассмотрено более 100 различных конфигураций новой машины. В апреле 1952 года проект AP-63 был представлен на рассмотрение ВВС США. В сентябре того же года фирма получила правительственный контракт на разработку нового истребителя-бомбардировщика F-105 Thunderchief. Первоначально ВВС планировали заказать 199 самолетов этого типа, однако в марте 1953 года военные несколько умерили свои аппетиты (война в Корее близилась к концу, вместе с которым надвигалось и резкое сокращение военных расходов). Заказ на первую серийную партию F-105 Thunderchief уменьшился до 37 ударных машин и девяти разведчиков RF-105, а в феврале 1954 года он и вовсе «ужался» до 15 самолетов.

В 1955 году проект F-105 Thunderchief притерпел ряд важных изменений: было решено пересмотреть состав БРЭО, а также заменить ТРДФ Аллисон J57-P-25 на более мощный Pratt & Whitney J75 (на первых опытных самолетах YF-105A, уже находившихся в постройке, было решено оставить старый двигатель). В начале 1955 года начались работы по сборке двух «демонстрационных» самолетов YF-105A и четырех YF-105B, шести опытных истребителей-бомбардировщиков F-105B Thunderchief и трех опытных разведчиков RF-105B. Первый полет самолета YF-105A, пилотировавшегося летчиком-испытателем фирмы Расселом М. Розом, состоялся 22 октября 1955 года на авиабазе ВВС Эдварде (Калифорния). Второй самолет взлетел 28 января 1956 года. В ходе испытаний выяснилось, что YF-105 неспособен выйти на заявленные характеристики. Потребовались серьезные доработки, к которым были привлечены ведущие специалисты NАСА. В результате было решено применить «правило площадей», изменить конструкцию воздухозаборников и внести ряд других, менее существенных изменений. Первый модернизированный самолет YF-105В, снабженный новым двигателем J75-P-3 (1 х 9500 кгс), поднялся в воздух 26 мая 1956 года".

В марте 1956 года, не дожидаясь завершения испытаний, ВВС заказали первую серийную партию - 65 истребителей-бомбардировщиков F-105B, получивших название «Thunderchief», а также 17 разведчиков RF-105B. Машины первой серии имели упрощенный состав бортового оборудования - отсутствовала БРЛС, навигационный вычислитель, автопилот. В 1959 году первые F-105B Thunderchief начали поступать в строевые части ВВС США. Однако их освоение шло крайне медленно. Сказывалась высокая сложность машины (несмотря на упрощенный, по сравнению со «штатным» состав БРЭО) и недоведенность конструкции. Один час полетного времени требовал 150 человеко/часов работы наземного персонала. Кроме того, возникали проблемы с поставками запчастей. К началу 1960-х годов F-105B Thunderchief был, пожалуй, наименее популярным из самолетов «сотой серии» (справедливости ради следует отметить, что и к его российскому аналогу - истребителю-бомбардировщику Су-7Б, начавшему к тому времени поступать на вооружение, также не ощущалось особой любви по примерно тем же причинам). В 1964 году самолеты F-105B Thunderchief были переданы национальной гвардии США, где состояли на вооружении до 1971 года, когда их заменили на F-105D.

9 июня 1959 года начались летные испытания новой модификации истребителя-бомбардировщика - F-105D, оснащенной полным комплектом БРЭО. В носовой частии самолета под более просторным радиопрозрачным обтекателем размещалась антенна радиолокационной станции AN/AGS-19 диаметром 380 мм. Самолёт получил усовершенствованный двигатель J75-P-19W, имевший режим впрыска воды, что позволило довести тягу на режиме «полный форсаж» до 11975 кгс. В кабине самолета установили приборы с т.н. ленточными шкалами (показания снимались не с традиционных круглых «циферблатов», а с вертикальных шкал-лент). Специалисты в области авиационной медицины полагали, что подобные приборы будут легче «читаться» летчиком, кроме того, они были более компактны, чем круглые индикаторы. Однако ожидания не оправдались и увлечение ленточными шкалами прекратилось как в США, так и за рубежом, в середине 1960-х.

Так как взлетная масса F-105D Thunderchief значительно возросла по сравнению с самолётом предшествующей модификации, на истребителе-бомбардировщике пришлось установить более прочные основные опоры шасси, а также более мощные тормоза. В комплект вооружения F-105D Thunderchief были включены УР класса «воздух-поверхность» AGM-12B «Булпап», имеющие радиокомандное наведение (летчик управлял полетом ракет при помощи кнюппеля на РУС).

В 1961 годы самолеты новой модификации начали поступать в строевые части ВВС, а в декабре того же года первые усовершенствованные F-105D Thunderchief появились и на европейских авиабазах. Первоначально самолеты, как и F-105C Thunderchief, ориентировались, преимущество, на доставку ядерного оружия. Они несли боевое дежурство в специально оборудованных ангарах с подвешенной ядерной бомбой (самолеты могли нести боеприпасы B28RE мощностью 350 Кт, В43-1 (1 Мт) или В57 (520 Кт). В дальнейшем, в связи с изменением взглядов на ведение «большой» войны в Европе, F-105 Thunderchief были доработаны под усиленное неядерное вооружение. Теперь они могли подвешивать на четырех подкрыльевых узлах до 16 ФАБ калибром 340 кг. В октябре 1962 года первые F-105D Thunderchief поступили на вооружение и американских частей, дислоцированных в Азии. В Южной Корее они пришли на смену истребителям-бомбардировщикам F-100 Super Sabre.

Источник - dogswar.ru