Ударный истребитель F-CK-1 Ching-Kuo

Ударный истребитель F-CK-1 Ching-Kuo

Ударный истребитель AIDC F-CK-1 Ching-Kuo предназначен для ведения противокорабельных операций и для подготовки летного состава. Истребитель F-CK-1 Ching-Kuo был создан в ответ на неожиданные ограничения на импорт американских боевых самолетов. Тайвань намеревался заменить свои устаревшие самолеты F-104 «Старфайтер» на F-20 «Тайгершарк», однако правительство США наложило эмбарго на поставки Тайваню современных истребителей. Поэтому руководство Тайваня решилось на смелый шаг - создание собственного истребителя. Его разработку и постройку поручили государственному авиационному опытно-конструкторскому и производственному центру AIDC (Aero Industry Development Centr).

Программа получила обозначение IDF (Indigenous Defensive Fighter - национальный оборонительный истребитель). Не стоит думать, что AIDC начал создание истребителя опираясь только на собственные силы. Наложив запрет на поставку вооружения, США никак не ограничивали сотрудничество своих фирм с Тайванем. Поэтому при разработке было решено широко опираться на их материалы, благо тайваньцы уже имели большой опыт сотрудничества, полученный в ходе лицензионного выпуска других самолетов. Формально разработка IDF началась в 1982 г., хотя первые прикидки были сделаны еще в 80-ом. Программе присвоили кодовое наименование "Безопасный полет". Заданием предусматривалось создать легкий всепогодный истребитель, способный также наносить удары по наземным целям с низкой стоимостью жизненного цикла, простого в обслуживании и с высокой надежностью.

Разработка самолета финансировалась AIDC и Министерством обороны Тайваня по четырем отдельным программам - планер, силовая установка, авионика и вооружение. Всего было заказано 256 машин, включая и двухместные учебно-боевые истребители. В 1985 г. программа IDF была заморожена, так как сочли, что расходы на разработку значительно превышают первоначально запланированные один миллиард долларов США (по некоторым сведениям в 1989 г. они превысили пять миллиардов). Но AIDC предложил сэкономить деньги, отказавшись от постройки прототипа, а сразу выпустив предсерийный самолет, которому присвоили обозначение FSD (Full Scale Development). Именно в таком виде были построены первые четыре машины. Но они весьма значительно отличались от серийных IDF, поэтому их проще считать прототипами. 10 декабря 1988 г. новому истребителю присвоили имя "Цзин Го" (Ching-Kuo), в честь бывшего президента Тайваня, сына Чан-Кайши.

Первый FSD (77-8001/10001, А-1) поднялся в воздух 28 мая 1989 г. Самолет был окрашен в красный, белый и синий цвета. Хотя первый полет был запланирован на апрель, его отложили, чтобы еще раз проверить электронную систему дистанционного управления. Радар на истребителе отсутствовал, а пониженная тяга силовой установки не позволяла развивать скорость соответствующую М=1,2 . Второй и третий FSD (их уже оснастили радаром) поднялись в воздух 27 сентября 1989 г. и 10 января 1990 г. соответственно. Четвертый FSD (77-8004/10004, В-1), который по совместительству был и первым двухместным "Цзин-Го", взлетел 10 июля 1990 г.

В отличие от своих собратьев он уже имел камуфляжную окраску. На всех прототипах была установлена телеметрическая аппаратура, которая позволяла в реальном масштабе времени передавать в ходе летных испытаний 300 показателей датчиков и еще 1000 записывать для последующей расшифровки. Каждый опытный самолет был предназначен для своего раздела программы летных испытаний. Первый - для исследования устойчивости и управляемости, включая и полет на больших углах атаки, или при предельном числе М и потолке; второй - для изучения воздействия перегрузок (свыше 9) на конструкцию, а третий - для испытании на больших высотах, отстрела оружия и поведения в полете с различными вариантами подвески. На двухместной машине отрабатывалась методика тренировки летчиков, испытывался радар и проверялась совместимость авионики.

Как это зачастую случается, испытания не обошлись без происшествий. 29 октября 1989 г. во время демонстрации президенту Тайваня из-за лопнувшей на взлете шины потерпел аварию первый прототип (по иронии судьбы это стало одной из первых появившихся в печати фотографий нового истребителя). Самолет был восстановлен и оснащен радаром, что оказалось очень кстати, так как 12 июля 1991 г. потерпел катастрофу второй прототип. При наборе высоты около 5000 м, при скорости М=1 самолет стал испытывать сильные вибрации и у него отвалился левый стабилизатор. Летчику удалось покинуть падающую машину на высоте 2000 м, но он утонул, несмотря на то, что спасатели были на месте катастрофы через 10 мин. После этого инцендента конструкция стабилизатора была усилена.

Следом за FSD в строй вступило 10 предсерийных самолетов (из них четыре двухместных). Начатая сборкой в апреле 1990 г., первая из этих машин была поставлена ВВС 9 марта 1992 г., а последняя - 19 ноября 1993 г. Внешним отличием одноместного варианта от прототипа был фонарь кабины состоящий из трех частей вместо двух. AIDC отрабатывал на этих самолетах технологию производства и испытаний серийных истребителей и сумел добиться существенного сокращения времени производства. Достаточно сказать, что срок испытания проводки носовой части фюзеляжа сократился с 25 до 10 дней. В январе 1994 г. ВВС Тайваня получили первый серийный "Цзин Го" (83-8015/1605). Что же представляет собой этот самолет?

Как уже упоминалось, создание F-CK-1 Ching-Kuo велось по четырем отдельным программам. Программа создания планера самолета получила название "Парящий орел" и проводилась AIDC при поддержке американской фирмы Дженерал Дайнэмикс. Последняя передала тайваньцам спецификации и чертежи на истребитель F-16 (на общую сумму 50 млн. долл.). Кроме того, около 60 американских инженеров были посланы на Тайвань и включены в группу разработчиков IDF.

Но AIDC не стала слепо копировать американский истребитель, а творчески переработала его под свои требования. Самолет получил высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с увеличенными корневыми наплывами, улучшавшими летные характеристики на больших углах атаки. Механизация крыла состоит из предкрылков и флаперонов, занимающих по размаху почти всю заднюю кромку крыла. По размерам "Цзин Го" получился несколько меньше F-16, скорее ближе к F-5. Однокилевое вертикальное оперение и цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор аналогичны применяемым на американском "родственнике", а вот фюзеляж претерпел серьезные изменения, связанные с установкой двух двигателей и боковых воздухозаборников овального сечения "а-ля F-18".

Планер имеет ресурс 8000 летных часов (не менее 12000 посадок) и в основном выполнен из алюминиевых сплавов. Сталь используется лишь в высоконагруженных узлах или элементах конструкции, подверженных воздействию высоких температур. Применение графито-эпоксидных композитов ограничилось лишь обшивкой киля и стабилизатора, съемными панелями, тормозными щитками и флаперонами. Тем не менее, при статических испытаниях четвертый прототип "налетал" 16000 часов.

Кабина самолета может показаться европейцу маленькой и тесной, поскольку ее размеры выбраны в соответствии с антропометрическими данными тайваньских летчиков, но ее оборудование - боковая ручка управления, широкоформатный индикатор на лобовом стекле фирмы Бендикс-Кинг и два многофункциональных дисплея ни чуть не уступают оборудованию F-16 последних выпусков. Фонарь кабины открывается вверх-назад. Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Мк.12, отклоненное на 30 назад, позволяет летчику покинуть самолет как на стоянке, так и при скорости полета до 1100 км/ ч.

Двигатель для IDF разрабатывался AIDC совместно с фирмой Гаррет. Номинально была создана корпорация ITEC (международная корпорация турбореактивных двигателей), располагавшаяся на Тайване, инженерный штат которой состоял как из сотрудников AIDC так и Гаррет. За основу Гаррет взяла свой двигатель TFE731, который уже хорошо зарекомендовал себя на самолетах бизнесс-класса. Для установки на IDF конструкция двигателя была полностью переработана, его длина увеличилась почти в два раза (до 3560 мм) за счет установки форсажной камеры. Компрессор и турбина тоже были значительно модифицированы: вместо одноступенчатого вентилятора был поставлен трехступенчатый.

Источник - dogswar.ru