Истребитель-бомбардировщик Etendard

Истребитель-бомбардировщик Etendard

Истребитель-бомбардировщик Dassault-Breguet Etendard предназначен для защиты флота от кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям и ведения фоторазведки. Кроме того, он может использоваться для борьбы с воздушными целями и в качестве топливозаправщика. К середине 50-х годов растущие сложность, стоимость и вес атакующих истребителей привели к идее создания легкого дешевого летательного аппарата, и компания Dassault-Breguet начала проектирование (двух финансируемых НАТО и одного на собственные средства) прототипов под наименованием «Этандар Стандарт».

Первым из них 23 июля 1956 г. совершил полет самолет Etendard II, являвшийся развитием более ранних самолетов семейства «Мистер». Он имел стреловидные крыло и хвостовое оперение, трехопорное шасси, меньшие габаритные размеры и 2 турбореактивных двигателя Турбомека Габизо тягой 1100 кг. Однако проблемы с двигателями привели к прекращению разработки этого самолета.

Второй финансируемый прототип имел обозначение Etendard VI. В целом схожий с самолетом Etendard II, в качестве силовой установки он использовал 1 двигатель Бристоль Сиддли Орфей ВОг. с тягой 2200 кг, с которым и поднялся впервые в воздух 16 марта 1957 г. Планировалось, что на серийные самолеты будут устанавливаться двигатели Орфей ВОг 12. развивавшие на форсаже тягу 3706 кг. Однако в дальнейшем работа над самолетом была прекращена.

С самого начала компания выбрала летательный аппарат с увеличенными размерами, в котором могло размещаться больше топлива и более мощные двигатели, чтобы он мог использоваться в качестве палубного многоцелевого истребителя. Это оказалось правильным решением, и после первого полета 24 июля 1956 г. ВМС Франции начали проявлять интерес к самолету. Был заключен контракт на продолжение его разработки. но уже под обозначением Etendard IVM.

Первоначальный контракт предусматривал поставку одного прототипа и шести полностью флотских предсерийных моделей Etendard IVM. Последний самолет имел складывающееся крыло увеличенной площади, увеличенный руль направления, усиленные стойки шасси с большим ходом амортизации, носовую стойку шасси изменяемой длины, катушку катапульты и тормозной крюк. В качестве силовой установки использовался 1 турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 08В тягой 4400 кг. Самолеты Etendard IVM, которых было построено 69 экземпляров, начали поступать на вооружение ВВС в январе 1962 г., укомплектовав французские авианосцы «Клемансо» и «Фош».

Вариант Etendard IVB единственный опытный самолет с двигателем Эвон 51 и закрылками со сдувом пограничного слоя.

Etendard IVP — последующее развитие последнего предсерийного самолета Etendard IVM в качестве прототипа для разведывательного самолета и самолета-заправщика; кроме носовой заправочной штанги, самолеты Etendard IVP были оснащены «ранцевой» («buddy-pack») бобиной со шлангом, разработанной компанией «Дуглас Эйркрафт», которая позволяет использовать их в качестве самолетов-заправщиков для ударных истребителей, базирующихся на авианосцах.

Успех этих самолетов в эксплуатации привел к тому. что компания «Дассо» в начале 70-х годов получила контракт на разработку модернизированного варианта, известного под названием Super Etendard. Два прототипа были сделаны за счет модификации планеров Etendard IVM.

Первый из них, совершивший полет 28 октября 1974 г., использовался для отработки двигателя и испытательных стрельб ПКР «Экзосет» класса «воздух-поверхность», которой предполагалось вооружить этот самолет. Второй прототип взлетел 25 марта 1975 г. и интенсивно эксплуатировался для создания навигационной системы и отработки возможностей бомбометания. Первоначальный контракт на 100 машин затем сократился до 71. Первый полет серийного самолета Super Etendard состоялся в ноябре 1977 г.

Самолет Super Etendard отличается от исходного усовершенствованным бортовым оборудованием и крылом, увеличенной массой при взлете с катапульты, большим запасом топлива и более мощным бесфорсажным двигателем. Считается, что истребитель-бомбардировщик Super Etendard представляет собой на 90% новый самолет.

Самолет построен по нормальной схеме, со среднерасположенным цельнометаллическим и двухлонжеронным стреловидным крылом кессонной конструкции. Крыло снабжено элеронами и инцепторами, к фюзеляжу крепится болтами.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, овального сечения, выполнен по правилу площадей. Он отличается от фюзеляжа исходного самолета удлиненной носовой частью, усиленной конструкцией и геометрией воздухозаборников. В носовой части размещена новая РЛС, ИНС, радиовысотомер и выдвигающийся приемник топлива для заправки в полете. В центральной части фюзеляжа находится кабина летчика, отсек радиоэлектронного оборудования, каналы воздухозаборника, внутренние топливные баки, воздушные тормоза большой площади. Для облегчения снятия двигателя хвостовая часть фюзеляжа является съемной. Самолет имеет стреловидный киль и управляемый стабилизатор.

Источник - dogswar.ru